В октябре отметила юбилей Наталья Токарева, хормейстер, руководитель академического женского хора Дворца культуры «Маяк». Всегда приветливая, солнечная, мягкая, доброе слово и улыбка при встрече, даже если дел невпроворот или навалились проблемы…
Юная красавица Наташа, наверное, и не представляла, что маленький уральский город станет ей родным на долгие годы. Уроженка Ярославля, выпускница музыкально-педагогического училища, в 21 год приехала в Озёрск, где её ждала бабушка. Сразу нашлась и работа. Молодого специалиста, учителя музыки, направили в школу №40:
— Сейчас я уже и не мыслю себя без Озёрска. Здесь мои корни, моя судьба, а поначалу очень грустила, маме писала письма, что мне тут одиноко. Бабушка работала, на улицу выхожу, вечер, семь часов, никого нет, некуда пойти. Только школа – дом, школа – дом. Мама мне: Наточка, возвращайся. А я – ладно, еще немного поработаю. Школа мне понравилась. Работы было много. У меня были все классы, с первого по восьмой. Проводила музыкальные вечера. Летом был лагерь, где мы давали концерты. Я аккомпанировала певице Тане Лошмаковой, она потом уехала в Москву…
— Так что я осталась. Год проработала в школе. В августе 67-го была педагогическая конференция, проходившая во Дворце культуры «Маяк». Меня от ГОРОНО попросили на ней спеть. И я спела «Понимаешь, мама, я учитель». Аккомпанировала мне Валя Борщевская, она затем в музыкальном училище работала.
— Концерт вел Евгений Вальтер, он ко мне подошел, спросил, не хочу ли попеть с оркестром. Я согласилась, тогда он взял меня за руку и повел в подвал. Я сначала даже испугалась. Оказалось, в подвале находился класс Виктора Михайловича Завьялова. Директор Дворца Виктор Назаренко тоже спросил меня, не хочу ли я у них поработать. Конечно, я хотела. На следующий день пошла к директору школы, объяснила ситуацию, что хочу работать в учреждении культуры.
Сначала Наталья Николаевна аккомпанировала в хореографической студии:
— По восемь часов сидела на третьем этаже, играла. Тогда на концертах балет выступал под живую музыку. Помню, играла Рахманинова, знаменитую прелюдию.
— Мою игру услышала Муза Александровна Хохрякова и предложила поработать в музыкально-хоровой студии. Там я преподавала до 2007-го. Какие тогда были конкурсы в нашу студию, целые очереди!
С Музой Александровной
— Мы во Дворце всегда жили дружно. Ходили вместе на лыжах, играли в волейбол. Жизнь была интересная. И работали много. У меня и балет, и в студии по 25 учеников. Ещё занималась в вокальном классе с супругами Шаровыми. Аккомпанировала Тамаре Гусевой, Нелли Салтановой. Поработала и с Виктором Ивановичем Кочуровым.
Наталья Николаевна сорок лет учила юных озерчан игре на фортепиано и до сих пор с большой теплотой общается и переписывается со своими учениками, многие из которых связали жизнь с музыкой.
В 87-ом она начинает руководить женским хором:
— Тогда у нас было много хоровых любительских коллективов, которым мы помогали готовиться на конкурсы. Наш хор фактически начался с небольшого ансамбля из девяти человек. Готовились к очередному юбилею Победы. И с апреля 87-го я занималась с женским хором и с детьми. С хором утром, с детьми днем. В хоре в основном были женщины, работающие на комбинате, кому-то было по сорок пять, пятьдесят лет.
— Хор – это отдельный разговор. Многому научилась от своих участниц. Какие у меня всегда занимались интеллигентные женщины, одно удовольствие. Меня поддерживали, уважали, ценили! И до сих пор у нас вот так.
— Была у нас традиция, 22 июня после выступления у Вечного Огня мы садились на автобус, ехали ко мне в сад и там продолжали концерт, пели. Соседи на следующий день всегда говорили, как у вас женщины хорошо поют, это же ваш хор? Это бывало ежегодно. Мы и так просто ездили друг к другу в сады.
Наталья Николаевна с удовольствием посещает концерты в качестве зрителя
Берем «интервью» перед началом концерта
— Мы ведь так и не приняли участие в конкурсе «Салют, Победа». Может, его потом проведут ещё? Мы готовились, мои девочки старались, репетировали, и вдруг в апреле нам сообщают, что мы никуда не едем. Все расстроились…
— Обкатывали конкурсную программу в ДК «Строитель» на занятиях Университета третьего возраста. Дали целый концерт, где я рассказывала о коллективе, о произведениях. На этой площадке всегда очень благодарный зритель. Потом, конечно, приятно выступать на мероприятиях Дворца культуры «Маяк». Надеюсь, после карантина продолжится творческое общение с мужским хором, с детским.
— Сейчас, во время пандемии, мы обязательно звоним друг другу. Поздравляем друг друга с праздниками, юбилеями. Самой нашей старшей участнице 87 лет, она сидит дома, не выходит, бережёт себя. И поёт! Все очень хотят прийти, пообщаться, но, к сожалению, пока это невозможно…
Супруг Натальи Николаевны – известный тренер по футболу и хоккею, ветеран озёрского спорта Иван Васильевич Токарев:
— В общежитие на Менделеева, где я жила, приехали трое спортсменов, среди них мой Ваня. Мы познакомились в 68-ом году на дне рождении, а в 69-ом была наша свадьба. В 2019-ом году отметили пятьдесят лет нашей семейной жизни, золотая свадьба!
Поделилась Наталья Николаевна и секретом долгого семейного счастья:
— Мы всегда старались уступать друг другу. Он спортсмен, вел сборную команду по хоккею и сборную по футболу. Летом футбол, зимой хоккей. Он был очень занят. Часто бывал в командировках, ездил на соревнования. И я работала с утра до вечера. Некогда нам было ссориться. В 46-ом училище он преподавал физкультуру, военное дело. Команда училища даже ездила на первенство России, где заняла призовое место.
На уроке в музыкально-хоровой студии
Летом в детском оздоровительном лагере на море
С огромной любовью говорит Наталья Николаевна о своих детях и внуках:
— Светочка, старшая дочка, музыкальную школу окончила, занималась в хореографической студии. Окончила училище при театре оперы и балета в Челябинске, институт культуры и искусства.
— Младшая Юличка сама пошла в музыкальную школу и попросилась в класс скрипки. Как и у всех инструменталистов, у нее было также общее фортепиано. Обе дочери позанимались фигурным катанием. На стадионе «Строитель» папа тренирует хоккеистов, а девочки катаются рядом в коробке. Так что в нашей семье есть и спорт, и музыка.
— Обе внучки танцевали в «Леанели», и старшая, и младшая. В музыкальной школе они не учились, но с музыкой связаны через танцы. Сейчас младшая внучка продолжает заниматься современными танцами. Внук увлекался футболом, как дедушка. Сейчас получает интересную специальность, технолог по приготовлению пищи.
С внуками
— Очень люблю жизнь. Люблю свою профессию, своих воспитанников. Каждый для меня – это мой ребенок. Каждая женщина — моя сестра. Музыка для меня – это всё! Я себя выражаю в этих занятиях. Ко мне и женщины мои тянутся. Иногда приходят, слух не совсем хороший, но мы занимаемся. Они же все поют по нотам, хотя у многих из их нет музыкального образования.
— Мне очень нравится ходить на работу, делать добро людям. Я люблю детей, люблю внуков, люблю вас всех. Сейчас, в пандемию, я лишена этого. Так хочется всех увидеть, пообщаться, обнять и что-то сделать хорошее, приятное. Не знаю, наверное, меня мама так воспитала…
С любимой мамой
Мама Нина Александровна одна воспитывала дочь в тяжелое послевоенное время. Работая в детском саду, ей очень нравилась специальность «музыкальный руководитель», как педагог занималась с детьми:
— И она поставила задачу обязательно дать мне музыкальное образование. Не доедала последний кусок, только чтобы заплатить за музыкальную школу. Спасибо мамочке, конечно… Всё свое здоровье, свою любовь отдала мне.
Потом Наталья Николаевна привезла маму в Озёрск, где та многие годы проработала в музыкально-хоровой студии:
— Занятия в студии начинались в два часа дня. Мама приходила чуть ли не в одиннадцать, тщательно мыла каждый класс, убирала. Родители учащихся до сих пор вспоминают, какая она была заботливая. Каждого ребёнка обласкает, поможет одеться, если кто балуется, успокоит.
Первый выпуск музыкально-хоровой студии
— Мне хотелось петь с детства. Моя любимая песенка была «Стало из-за солнышка припекать». С этой песенкой я поступила в музыкальную школу. Так как дома не было фортепиано, меня взяли на скрипку. Я один год на ней позанималась. Потом как-то пришла к маме и плачу: «Мам, там дядька серьёзный нога на ногу сидит. И говорит – давай, Наташа, давай, играй! Во втором классе у меня появился предмет «общее фортепиано». Тогда учительница предложила маме перевести меня на этот инструмент.
— Начинала играть на фисгармонии. Мама попросила её у какого-то священника. И я вот такая малютка, на фисгармонии играть неудобно. Мама видела, как я мучаюсь, и купила потом пианино «Красный Октябрь». Кое-как его внесли через окно. Дом старинный, низкие потолки. В общем, мама делала всё, чтобы я училась музыке. Давно это было, но я с удовольствием вспоминаю, мне приятно…
С мужем на вручении премии «Общественное признание» в Челябинске
— Многие творческие работники считают свою работу праздником. Это действительно так. Иной раз придешь с концерта, или дети хорошо сыграли, и так хорошо на душе. Удачный концерт, удачное выступление ученика – ради этого стоит жить!
Наш разговор по телефону продолжался больше часа, Наталья Николаевна интересно рассказывала, и хотелось её слушать ещё и ещё…
Мы благодарим нашу замечательную собеседницу за радость общения, ещё раз поздравляем с юбилеем, желаем крепкого здоровья и творческого вдохновения!
Андрей Лёшкин, Дина Рябова (в материале также использованы фотографии из личного архива Натальи Николаевны Токаревой)